20.10.2008
Автомобиль изменяет жизнь большинства людей, которые с ним познакомились с ним очень тесно, а тем более – стали автовладельцем. Большинство небогатых россиян выбирают первой машиной отечественную модель – чаще всего ВАЗ, ведь только 10х моделей за время их производства было выпущено более миллиона, что свидетельствует об их необычайной популярности. Приобретая второй и последующие автомобили, многие бывшие владельцы ВАЗов понимают, что их прошлый автомобиль – далеко не идеал, у него множество недостатков – высокая шумность салона, не очень эргономичный дизайн, низкая мощность двигателя. Причиной большинства недостатков серийных ВАЗов является множество факторов, основным из которых является фактическое отсутствие в СНГ «школ» промышленного дизайна, ориентированных не на валовое производство миллионов однотипных автомобилей для бывшего СССР, а качественной машины для человека, который готов за нее заплатить и хочет ей пользоваться с комфортом. Этим можно пояснить отсутствие в ВАЗах таких деталей как электроподогрев зеркал и сидений, две-три модификации двигателя, узкую колесную базу, неудобные кресла и «рубленый» дизайн обводов корпуса и внутреннего интерьера машины. С точки зрения машиностроительного производства, любой автомобиль это в первую очередь огромный технологический цикл, на 30-40% состоящий из разработки технической документации и оснастки для производства автомобиля – штампов, пресс-форм, пуансонов, шаблонов и настройка многооперационного цикла сборки законченного продукта. Именно на самом дорогостоящем в подготовке производства этапе изготовления технической документации и оснастки виден кризис российского технического дизайна – дизайнер создает вещи, которые можно воплотить в
металл на основе устаревших технологических линеек завода, а не те, которые позволяет ему создать творческая фантазия. Для сравнения, можно взять технологический цикл любой иностранной компании и задаться вопросом – почему многие зарубежные производители выпускают 5-7 новых или полностью измененных моделей в год, а уж их модификациям и счета нет, а отечественный автопром выпустил– 40-50 моделей за последние 50 лет? Объяснение получить достаточно легко – в зарубежных компаниях это развитая и отработанная до мелочей система, называемая гибкое автоматизированное производство или ГАП. Суть ГАП заключается в том, что дизайнер, конструктор оснастки и сборщик в цеху связаны неразрывным циклом. После создания объемной компьютерной модели, она с незначительными изменениями и доработками поступает непосредственно на компьютер технолога, который в считанные дни на ее основе разрабатывает оснастку. В свою очередь, производство оснастки ведется на станках с числовым программным управлением, которые ускоряют производство на порядок. Изготовленная оснастка поступает устанавливается на оборудование, также очередь также связанное между собой в компьютерную сеть и оснащенное промышленными роботами. Большинство рутинных задач выполняют компьютеры, связанные с самыми современными обрабатывающими комплексами. Таким образом, полностью компьютеризированное от идеи дизайнера до конечной стадии, производство позволяет в кратчайшие сроки разрабатывать и запускать в производство автомобили. А самое главное – никто не мешает иностранным дизайнерам мечтать и воплощать свои мечты в
металл.