Двигатели постоянного тока судовые серии ДПМ
Двигатели постоянного тока серии ДПМ используются на судах неограниченного района плавания для привода механизмов, требующих значительных перегрузочных моментов, большой частоты включений, широкого диапазона регулирования скорости. Серия состоит из десяти типов быстроходного исполнения и девяти типов тихоходного исполнения от 160-го до 315-го габарита включительно (табл. 22.6 и 22.8). Двигатели имеют встроенные дисковые тормоза серии ТДП, работающие от сети постоянного тока напряжением ПО или 220 В (табл. 22.7).
Режим работы — повторно-кратковременный или кратковременный. Климатическое исполнение — ОМ1.
Двигатели выпускаются со смешанным или параллельным возбуждением, а также со стабилизирующей обмоткой.
Допустимое превышение температуры коллектора, обмоток двигателя и тормоза 140°С. Класс нагревостойкости изоляции Н. При стоянке под током превышение температуры обмоток допускается до 250 °С.
Перегрузка по току при номинальном напряжении — до 3-кратной при смешанном и параллельном возбуждении со стабилизирующей обмоткой, при параллельном возбуждении — до 2,7-кратной.
На напряжение 110 В поставляются двигатели только малых габаритов.
Уровень шума двигателей по 1-му классу - ГОСТ 16372-84.
Двигатели допускают увеличение частоты вращения по отношению к номинальной путем уменьшения тока в параллельной обмотке: в 2,5 раза — для тихоходного исполнения, в 2 раза — для быстроходного исполнения. При этом максимальный вращающий момент допускается не более 0,7 номинального. Увеличение частоты вращения двигателей смешанного возбуждения может осуществляться путем повышения напряжения до 2t/H0M, при этом максимальный вращающий момент может достигать 1,2 номинального.
Вибрация двигателей 11 - 22-го типоразмеров—по классу 2,8, а типоразмеров 31 — 62 — по классу 4,5. Степень защиты двигателей и тормозов — IP56.
Для крепления двигателей (табл. 22.9) следует применять болты или шпильки из стали 45. Давление на щетки марки ЭГ-14 равно (17-7-25)-103 Па. В двигателях ДМП11 — ДМП32 применены шариковые подшипники, в ДПМ41 — ДПМ62 — роликовые, смазка подшипников — ЦИАТИМ-221, которая без пополнения и замены может работать 5 лет. Межремонтный период — 5 лет при наработке до 2000 ч. Срок службы двигателей и тормозов — 25 лет. Вероятность безотказной работы за два года — 0,97. Гарантийный срок — 1 год.