Оборудование для производства гипса
Технологическая линия оборудования для производства гипса производительностью в среднем 10 т/ч показана на 36.
Из приемного бункера гипсовый камень подается пластинчатым питателем в дробильное отделение, где попадает в щековую, а затем в молотковую дробилку. Из дробильного отделения гипсовый щебень транспортируется элеватором в бункер, снабженный реечным затвором, через который дисковым питателем подается в шахтную мельницу. При помоле материал одновременно подсушивается горячими газами, отходящими от гипсоварочного котла. Из шахтной мельницы гипсовая мука переносится потоком газов в сепарирующую установку, состоящую из сдвоенного циклона и всасывающего рукавного фильтра с вентилятором. Вентилятор выбрасывает обеспыленный воздух в атмосферу. Шнеки собирают осажденную муку и подают ее в бункер, откуда шнековый питатель подает ее в гипсоварочный котел. В последний горячий газ поступает от топки, топливо в которую подается из бункера. Прошедший тепловую обработку готовый (полуводный) гипс самотеком направляется в бункер томления, выдерживается некоторое время, а затем разгрузочным шнеком, элеватором и транспортным шнеком подается на склад готового гипса.
Пар, образующийся при варке гипса, отводится по пароотводу в пылеосаднтельную камеру и далее на окончательную очистку в рукавный фильтр. Осажденная мука подается на шнек, возвращающий ее в бункер котла.
Гипсоварочный котел СМА-!58 (37) предназначается для частичной дегидратации молотого гипса. Он состоит из цилиндрического барабаня со сферическим дном и четырех дымогарных труб. На сварной металлоконструкции смонтирована мешалка, которая приводится во вращение электродвигателем через редуктор и коническую зубчатую передачу. Котел закрывается крышкой с патрубком, через который удаляются пары воды. Готовый гипс выгружают через люк, перекрываемый специальным шибером, в бункер томления гипса.
Котел опирается на три чугунные литые опоры. Нижняя часть котла замурована в кирпичную камеру (топку), из которой горячие газы поступают в промежуток между обмуровкой и обечайкой котла, а затем в дымовую трубу.
Для более равномерного прогрева гипса его перемешивают лопастями, укрепленными на вертикальном валу. Одна из лопастей установлена между жаровыми трубами, другая прикреплена к валу снизу. К нижней лопасти крепятся соединенные между собой отрезки корабельной цепи. При вращении вертикального вала нижняя лопасть с помощью цепей соскабливает гипс с днища котла. Обмуровка котла защищена снаружи сварным стальным кожухом. Промежуток между обмуровкой и кожухом для теплоизоляции заполнен шлаком.
Для чистки жаровых труб и промежутка между котлом и обмуровкой в кожухе предусмотрены дверцы, а в обмуровке — окна, которые после чистки закладывают кирпичом.
В котел загружают сырой гипс с помощью двух шнеков, приводимых в движение от горизонтального вала через цепную передачу. Кулачковые муфты, установленные на горизонтальном валу и на валу загрузочных шнеков, позволяют включать и выключать оба щнека одновременно или порознь.