12.07.2007
Современные грузозахватные устройства, кардинально расширяющие области рационального использования легких кранов
По неполным данным более 50 краностроительных заводов и других машиностроительных предприятий России и стран постсоветского пространства ежегодно выпускают десятки тысяч подвесных и опорных электрических однобалочных кранов кран-балок), небольших козловых и консольных кранов.
Это конструктивно простые, легкие и относительно дешевые машины грузоподъемностью от 1 до 10 – 12 т, использующие в качестве механизма подъема канатные электрические тали (электротельферы) – самые массовые грузоподъемные средства, изготовляемые в большинстве промышленно развитых стран. Однако при всех своих достоинствах краны с крюковой подвеской способны, как правило, с помощью различных видов стропов обрабатывать лишь единичные грузы.
Появление в последние годы небольших моторных грейферов, грузовых захватов на постоянных магнитах и пневматических вакуумных захватов-подъемников позволило применить рассматриваемые краны для перегрузки насыпных грузов, металлолома, скрапа, леса, труб, металлических листов, мешков, бочек, коробок, мебели, телевизоров и т.п. Т.е. сделало их, по существу, универсальным и очень удобным грузоподъемным средством, широко востребованным огромным количеством малых и средних фирм, вспомогательных цехов крупных промышленных производств, предприятиями агропромышленного комплекса и небольшими транспортными терминалами и перегрузочными площадками.
Значительно расширили возможности использования консольных кранов, кран-балок и небольших козловых кранов моторные грейферы, производство которых достаточной номенклатуры и диапазона грузоподъемности освоено отечественными предприятиями. Грейфер приводится в действие механизмом, установленном на нем самом, может быть подвешен на обычном крюке крана, кран-балки, монорельсовой тележки и при необходимости легко демонтирован. Замыкание и размыкание челюстей выполняется электрогидравлическим или электромеханическим приводом. В первом случае силовой блок (двигатель, гидронасос, бак и аппаратура) смонтирован в корпусе, часто совмещенном с корпусом грейфера. Движение челюстей осуществляется гидроцилиндрами, связанными с этим блоком гибкими шлангами.
Электромеханический грейфер в своей основе представляет собой обычный канатный грейфер с рычажной системой поворота челюстей. Тяговые канаты через полиспаст, блоки которого укреплены на нижней траверсе, приводятся в действие электрической талью, расположенной на грейфере. Иногда используется специально спроектированный привод. Он состоит из электродвигателя и червячного редуктора с канатными барабанами на обоих концах выходного вала. С помощью сдвоенного шестикратного полиспаста обеспечивается достаточное усилие для замыкания челюстей.
Электропитание в моторных грейферах осуществляется с помощью гибкого кабеля, опускающегося и поднимающегося одновременно с крюком, на котором подвешен грейфер. Идущий от грузоподъемного механизма крана кабель подается к грейферу либо с помощью пружинного или приводного барабана, либо (при относительно небольшой высоте подъема) просто укладывается кольцами в кабелесборную корзину, закрепленную рядом с грейфером.
Таким образом, оснащение кран-балок и других видов легких кранов моторными грейферами позволяет с их помощью, как уже отмечалось, производить погрузочно-разгрузочные работы с грузами, ранее недоступными для них при оснащении лишь одной крюковой подвеской.
Этим, однако, возможности современных легких кранов не исчерпываются. Использование появившихся грузовых захватов с постоянными магнитами позволяет транспортировать и перегружать плоские металлические заготовки, детали, листы, металлоконструкции в сборочных и заготовительных цехах, устанавливать детали на столы металлорежущих станков, газорезательных машин, плазмотронов. Возможно использование нескольких захватов на одной траверсе.
Значительно расширяют области рационального использования консольных кранов и кран-балок и пневматические вакуумные подъемники захваты. На промышленных выставках в Москве демонстрировались такие подъемники нескольких зарубежных фирм, например, «VacuEasylift» шведской фирмы «TAWI AB», основанной в 1923 г. В настоящее время установлено более 30000 пневмоподъемников в 40 странах, они запатентованы в большинстве тех стран, где применяются.
Для подъема и удержания груза на определенной высоте в подъемной трубе с присоской-насадкой создается пониженное давление по сравнению с атмосферным (вакуум), Воздух откачивается из нее специальным насосом через пневматический шланг и фильтр. Насос может быть установлен на расстоянии до 30 м от места работы с грузом. Подъемная труба крепится с помощью шарнира и может поворачиваться на 360 град. Величина вакуума внутри нее регулируется рычагом управления: при возрастании разности давлений гофрированная труба сжимается и поднимает груз (фактически груз поднимает сила атмосферного давления), при уменьшении вакуума – она вытягивается и груз опускает. Присоска надежно удерживает груз до тех пор, пока он не достигнет опорной поверхности. При сбое электропитания срабатывает предохранительный клапан, и груз плавно опускается на пол.
Максимальная высота подъема составляет от 1,5 до 2,6 м, грузоподъемность – от 20 до 270 кг. Имеется 12 типоразмеров рассматриваемого устройства. Специальные модели подъемников, изготовленные из нержавеющей стали, предназначены для эксплуатации в пищевой промышленности и в коррозийной окружающей среде. Пневмоподъемники легко вписываются в любое помещение и крепятся на балках перекрытий, подвесных кран-балках, консольных кранах, поворотных консолях, установленных на стене, а также на других подъемных механизмах или элементах конструкции здания.
Использование различных подъемных механизмов, присосок и насадок позволяет адаптировать данную систему для подъема и перемещения грузов практически любой формы и размеров (мешки, доски, коробки, бочки и т.д.).
Помимо расширения использования рассмотренных грузозахватных устройств, в конструкциях самих кранов в последние годы произошли существенные изменения, связанные с появлением электрических талей новой конструкции, усовершенствованного, а также с внедрением радиоуправления. Поэтому становится понятным заметный рост популярности этого оборудования, обладающего теперь кардинально улучшенными эксплуатационными возможностями, и числа его производителей.
М.Л. Израйлевич, научный обозреватель